Приборы учета (ИПУ, КПУ, ГПУ)¶
Содержание
Индивидуальные приборы учета (ИПУ)¶
- Добавление индивидуального прибора учета (ИПУ) на услугу
- Просмотр приборов учета на ЛС
- Замена ИПУ
- Ввод показаний ИПУ
- Быстрый ввод показаний ИПУ
Добавление индивидуального прибора учета (ИПУ) на услугу¶
Добавление нового прибора учета (ПУ) на ЛС – это назначение ИПУ на услугу ЛС.
Чтобы назначить новый ИПУ на услугу необходимо:
- Перейти в Карточку ЛС → вкладка «Услуги» → перейти по значку
в строке нужной услуги → вкладка «Прибор учета».
- На появившейся странице в верхнем меню выбрать кнопку
, в результате отобразится форма для заполнения параметров ИПУ.
- Описание основных параметров ИПУ:
- «Тип ПУ» – марка прибора учета с описанием дополнительных параметров, на которые следует обращать внимание при выборе, такие как «Количество шкал» (1 шк. Или 2 шк.), «Значность прибора» (количество знаков до запятой и после для верного расчета «Перехода через ноль»), «Тип шкалы прибора» (накопительные или расходомеры)
- «Схема подключения» = «Стандартная»
- «Параметр ПУ» – выбор шкалы ПУ в зависимости от выбранного типа ПУ (например: если ставится двухтарифный ПУ по электричеству, то выбрать можно «Шкала день» или «Шала ночь»)
- «Начальное показание» – стартовое показание, от которого начнется отсчет
- «Дата начального показания» – дата начального (стартового) показания вводится произвольным числом месяца (например, 12.06.2016), т.е. на реальную дату установки прибора учета.
- «Начало работоспособности» – вводится произвольным числом месяца (т.е. если ПУ установлен с 12 июня, то «Начало работоспособности» и «Дата начального показания» будет датой 12 июня)
- «Увеличивать количество точек» – установленный параметр увеличивает количество точек установки ПУ. При добавлении нового ИПУ необходимо увеличивать количество точек.
- После заполнения параметров следует нажать «Принять».
В результате успешного добавления ИПУ должны появиться 3 вкладки: «Параметры», «Показания», «Работоспособность».
Просмотр приборов учета на ЛС¶
Для просмотра всех приборов учета на ЛС следует перейти: Карточка ЛС → вкладка «ПУ». На отобразившейся странице выводится весь перечень приборов учета, в состав которых входит данный ЛС, то есть ИПУ и ОДПУ.
Чтобы перейти в параметры прибора учета следует нажать значок в нужной строке.
Замена ИПУ¶
- Рассмотрим случай замены ИПУ:
- ПУ №1: последнее показание на 12.10.2019, работоспособен до 12.10.2019 , с 13.10.2019 произошла замена на новый ПУ.
- ПУ №2 (на замену ПУ №1): стартовое показание на 12.10.2019, работоспособен с 12.10.2019.
Замена ИПУ состоит из нескольких шагов:
1 ШАГ: Ввод последнего показания ИПУ №1 (которое снимаю при снятии ПУ)
Вкладка «Показания» → добавить новое показание через кнопку
- Тип = Конечное (Акт о замене установке прибора)
- Источник показания – можно выбрать источник показаний (ПСУ или ТСО) [если выводится данное поле, то заполняем]
- Дата = последний день работоспособности данного ИПУ (если замена с 12.10.2019 то показание вводим 12.10.2019).
- Примечание – можно указать пояснение ввода показания
2 ШАГ: Смена статуса работоспособности ИПУ №1
Вкладка «Статус ПУ» → добавить новый статус работоспособности кнопкой
- Статус шкалы = «Замена»
- Начало = 13.10.2019
- Количество точек = Не изменять
3 ШАГ: Добавление нового ИПУ на услугу (который заменит ИПУ №1)
Описание добавления нового ИПУ (см. в подразделе выше). При добавлении нового ИПУ следует учитывать следующее:
- Дата начального показания = 12.10.2019
- Начало работоспособности = 12.10.2019
- Увеличивать количество точек = флаг должен быть снят (то есть не требуется увеличивать количество точек) Результаты проведенной замены будут учтены в расчете.
Ввод показаний ИПУ¶
Примечание
Для оперативного ввода показаний ИПУ рекомендуем использовать страницу быстрого ввода (см. ниже Быстрый ввод показаний ИПУ).
- Ввод показаний ИПУ:
- В Карточке ЛС перейдите в параметры индивидуального прибора учета одним из способов:
- вкладка «Услуги» → перейти по значку
в строке нужной услуги → вкладка «прибор учета» → [
в строке нужного ИПУ] → вкладка «Показания»
- вкладка «ПУ» → [
в строке нужного ИПУ] → вкладка «Показания»
- вкладка «Услуги» → перейти по значку
- Ввод и просмотр показаний осуществляется на вкладке «Показания» с помощью кнопки
.
- В Карточке ЛС перейдите в параметры индивидуального прибора учета одним из способов:
Примечание
Показания могут отображаться разными цветами, в зависимости от параметров показаний (дата, тип), а также от того – был проведен расчет по ЛС или нет. Также, показания могут вводиться справочно (не участвовать в расчете) или учитываться в расчете за период. Эти сведения можно посмотреть/настроить в справочнике (Справочники → Служебные → ПУ → Параметры учета → Типы показаний).
Быстрый ввод показаний ИПУ¶
- Перейдите в раздел Счета → выполните поиск ЛС → в результатах поиска перейдите по значку
на страницу быстрого ввода показаний «Экспресс ввода показаний».
- На отобразившейся странице есть два раздела: Ввод показаний приборов учета и Ввод платежа. Следует заполнить «Ввод показаний приборов учета». Данный способ позволяет оперативно внести показания, просмотреть последние актуальные показания.
- При вводе показаний, справочно отображается расход по введенным показаниям и среднее за сутки.
- Дополнительно предусмотрена поверка на вводимые данные:
- Если расход «Всего» отображается красным цветом – это означает что введенное показание некорректно (меньше предыдущего, при условии что нет перехода через ноль).
- Если расход «Средн. за сутки» отображается красным цветом – это означает, что превышена допустимая норма объема потребления за указанный период. Определение этой нормы происходит на основании заранее заданных пороговых значений (Справочники → Служебные → ПУ → Параметры учета показаний → Пороговые значения среднедневных объемов потребления по показаниям индивидуальных ПУ).
- Для ввода показаний достаточно заполнить «Дату ввода показания», «Значение» и «Тип показания», и нажать «Принять».
Вводы. Настройка расчета для двух последовательно установленных индивидуальных приборов учета (водоснабжение/полив)¶
Дано: Последовательно установлены два ИПУ на услугу ХВС. ИПУ_1 — общий, на вводе ресурса в дом, ИПУ_2 - для полива огорода.

Задача: Настроить учёт объема по услуге Водоотведение, как разницу между расходом по ИПУ_1 и расходом по ИПУ_2.
Решение: Произвести настройку схемы потребления коммунального ресурса через вводы.
Шаг 1. Проверка наличия необходимых услуг и их параметров в разделе Справочники.
Перейдите в раздел Справочники -> Услуги -> Перечень. На агенте должны быть назначены нижеперечисленные услуги с соответствующими параметрами:
- ХВС:
- коммунальный ресурс — холодная вода,
учетный ресурс - холодная вода,
алгоритм — потребленный ресурс,
Ед. измерения базы для начисления — куб.м.,
Ед. измерения норматива потребления — чел,
Ед. изм. коммунального ресурса - куб.м. - ХВС_полив:
- коммунальный ресурс — холодная вода,
учетный ресурс - холодная вода,
алгоритм — потребленный ресурс,
Ед. измерения базы для начисления — куб.м.,
Ед. измерения норматива потребления — нет,
Ед. изм. коммунального ресурса - куб.м. - Водоотведение:
- коммунальный ресурс — сток,
учетный ресурс - сток,
алгоритм — составной объем,
Ед. измерения базы для начисления — куб.м.,
Ед. измерения норматива потребления — нет,
Ед. изм. коммунального ресурса - куб.м.
Убедитесь, что по данным услугам назначены тарифы (раздел Справочники -> Тарифы).



Шаг 2. Добавление услуги ХВС в состав услуги ВО.
Перейдите в раздел Справочники -> Услуги -> Перечень. Перейдите по цифре-ссылке в столбце «Составная» (по умолчанию = «0») для услуги Водоотведение.

Нажмите кнопку и заполните параметры услуги. Параметр «Коэффициент объёма» по умолчанию = «1», если нет иной информации.

Для сохранения параметров нажмите кнопку
Шаг 3. Добавление на лицевой счет услуг - ХВС, ХВС_полив, Водоотведение.
Перейдите в карточку лицевого счета, вкладка «Услуги».
Нажмите кнопку в дополнительном меню и заполните параметры услуги.
Для параметра «ввод» оставьте значение «выбрать».

Для сохранения параметров нажмите кнопку .
Повторите эти действия для услуг ХВС_полив и Водоотведение.
Шаг 4. Настройка родительского и дочернего вводов.
Перейдите в карточку помещения (в котором находится лицевой счет), вкладка «Вводы».
A. Создайте родительский ввод
Нажмите кнопку дополнительного меню .
В открывшемся окне заполните параметры «родительского» ввода.
Рекомендуемые значения параметров:
- Номер ввода - любое число, например «1»
- Коммунальный ресурс - холодная вода
- Признак подачи ресурса -
- Родительский ввод - не указывать
- Тип ввода - «Общий»
Рекомендуется заполнять поле «Примечание».
Для сохранения параметров нажмите кнопку .
«Родительский» ввод создан.
В. Создайте «дочерний» ввод.
Нажмите кнопку дополнительного меню и в открывшемся окне заполните параметры.
Рекомендуемые значения параметров:
Номер ввода - любое значение, которое не совпадает с номером родительского ввода. Например, «1_1»
Коммунальный ресурс - холодная вода
Признак подачи ресурса -
Родительский ввод:
- Нажмите кнопку
и найдите в списке родительский ввод по адресу (для быстрого отбора помещений воспользуйтесь фильтрами), нажмите кнопку
- В выпадающем списке выберите родительский ввод
Тип ввода - «Подсчетчик»
Рекомендуется заполнять поле «Примечание».
Для сохранения параметров нажмите кнопку .
«Дочерний» ввод создан.
Шаг 5. Сопоставление вводов и услуг.
Перейдите в Карточку лицевого счета, вкладка «Услуги».
Нажмите значок в строке услуги ХВС.
Выберите номер ввода из списка вводов, зарегистрированных на помещении. В нашем случае - «1».
Для сохранения параметров нажмите кнопку .
Затем нажмите значок в строке услуги ХВС_полив.
Выберите номер ввода из списка вводов, зарегистрированных на помещении. В нашем случае - «1_1».
Для сохранения параметров нажмите кнопку .
Шаг 6. Добавление ИПУ на услуги ХВС и ХВС_полив.
Перейдите в раздел: карточка лицевого счета -> вкладка Услуги -> значок в строке нужной услуги -> вкладка Прибор учета.
Нажмите кнопку дополнительного меню:
- если известен заводской номер ПУ по паспорту изделия
- прибор учета будет создан с автоприсвоением уникального системного номера ПУ - используется, если заводской номер ПУ не известен
Заполните параметры ПУ и нажмите кнопку .
Если известны текущие показания прибора учета, введите их в карточке прибора учета - вкладка Показания -> кнопка
Шаг 7. Выполнение расчёта по дому.
Для просмотра результа внесённых изменений, проведите расчёт текущего дома без закрытия периода. Нажмите по ссылке в верхней части страницы «Последний расчёт дома».

Выберите параметры запуска расчёта:
- Объекты ЖФ - Дом
- Закрытие периода - Не закрывать
Результат отобразится в карточке лицевого счета, на вкладке «Начисления».

При этом:
- Показания ИПУ_1 (Услуга ХВС по ПУ): 25 куб.м.
- Показания ИПУ_2 (Услуга ХВС_полив): 20 куб.м.
Объём потребления по услуге ХВС по ПУ равен 5 куб.м., объём потребления по услуге ХВС_полив равен 20 куб.м. Объём потребления по услуге Водоотведение равен 5 куб.м.
Задача по настройке механизма исключения объема воды, затраченной на полив, из объема услуги «Водоотведение» решена.