Приборы учета (ИПУ, КПУ, ГПУ)

Индивидуальные приборы учета (ИПУ)

Добавление индивидуального прибора учета (ИПУ) на услугу

Добавление нового прибора учета (ПУ) на ЛС – это назначение ИПУ на услугу ЛС.

Чтобы назначить новый ИПУ на услугу необходимо:

  1. Перейти в Карточку ЛС → вкладка «Услуги» → перейти по значку Просмотр в строке нужной услуги → вкладка «Прибор учета».
  2. На появившейся странице в верхнем меню выбрать кнопку +Новый ПУ, в результате отобразится форма для заполнения параметров ИПУ.
../../../../_images/Exm_add_novii_IPU.jpg

Добавление нового ИПУ

Описание основных параметров ИПУ:
  • «Тип ПУ» – марка прибора учета с описанием дополнительных параметров, на которые следует обращать внимание при выборе, такие как «Количество шкал» (1 шк. Или 2 шк.), «Значность прибора» (количество знаков до запятой и после для верного расчета «Перехода через ноль»), «Тип шкалы прибора» (накопительные или расходомеры)
  • «Схема подключения» = «Стандартная»
  • «Параметр ПУ» – выбор шкалы ПУ в зависимости от выбранного типа ПУ (например: если ставится двухтарифный ПУ по электричеству, то выбрать можно «Шкала день» или «Шала ночь»)
  • «Начальное показание» – стартовое показание, от которого начнется отсчет
  • «Дата начального показания» – дата начального (стартового) показания вводится произвольным числом месяца (например, 12.06.2016), т.е. на реальную дату установки прибора учета.
  • «Начало работоспособности» – вводится произвольным числом месяца (т.е. если ПУ установлен с 12 июня, то «Начало работоспособности» и «Дата начального показания» будет датой 12 июня)
  • «Увеличивать количество точек» – установленный параметр увеличивает количество точек установки ПУ. При добавлении нового ИПУ необходимо увеличивать количество точек.
  1. После заполнения параметров следует нажать «Принять».

В результате успешного добавления ИПУ должны появиться 3 вкладки: «Параметры», «Показания», «Работоспособность».

Просмотр приборов учета на ЛС

Для просмотра всех приборов учета на ЛС следует перейти: Карточка ЛС → вкладка «ПУ». На отобразившейся странице выводится весь перечень приборов учета, в состав которых входит данный ЛС, то есть ИПУ и ОДПУ.

Чтобы перейти в параметры прибора учета следует нажать значок Просмотр в нужной строке.

Замена ИПУ

Рассмотрим случай замены ИПУ:
  1. ПУ №1: последнее показание на 12.10.2019, работоспособен до 12.10.2019 , с 13.10.2019 произошла замена на новый ПУ.
  2. ПУ №2 (на замену ПУ №1): стартовое показание на 12.10.2019, работоспособен с 12.10.2019.

Замена ИПУ состоит из нескольких шагов:

1 ШАГ: Ввод последнего показания ИПУ №1 (которое снимаю при снятии ПУ)

Вкладка «Показания» → добавить новое показание через кнопку +Показание

  • Тип = Конечное (Акт о замене установке прибора)
  • Источник показания – можно выбрать источник показаний (ПСУ или ТСО) [если выводится данное поле, то заполняем]
  • Дата = последний день работоспособности данного ИПУ (если замена с 12.10.2019 то показание вводим 12.10.2019).
  • Примечание – можно указать пояснение ввода показания
../../../../_images/Exm_vvod_posledn_pokaz.jpg

Ввод последнего показания на ПУ №1

2 ШАГ: Смена статуса работоспособности ИПУ №1

Вкладка «Статус ПУ» → добавить новый статус работоспособности кнопкой +Статус ПУ

  • Статус шкалы = «Замена»
  • Начало = 13.10.2019
  • Количество точек = Не изменять
../../../../_images/Exm_vvod_statusa.jpg

Смена статуса работоспособности при замене ИПУ

3 ШАГ: Добавление нового ИПУ на услугу (который заменит ИПУ №1)

Описание добавления нового ИПУ (см. в подразделе выше). При добавлении нового ИПУ следует учитывать следующее:

  • Дата начального показания = 12.10.2019
  • Начало работоспособности = 12.10.2019
  • Увеличивать количество точек = флаг должен быть снят (то есть не требуется увеличивать количество точек) Результаты проведенной замены будут учтены в расчете.

Ввод показаний ИПУ

Примечание

Для оперативного ввода показаний ИПУ рекомендуем использовать страницу быстрого ввода (см. ниже Быстрый ввод показаний ИПУ).

Ввод показаний ИПУ:
  1. В Карточке ЛС перейдите в параметры индивидуального прибора учета одним из способов:
    • вкладка «Услуги» → перейти по значку Просмотр в строке нужной услуги → вкладка «прибор учета» → [Просмотр в строке нужного ИПУ] → вкладка «Показания»
    • вкладка «ПУ» → [Просмотр в строке нужного ИПУ] → вкладка «Показания»
  2. Ввод и просмотр показаний осуществляется на вкладке «Показания» с помощью кнопки +Показание.
../../../../_images/Exm_Vvod_pokazanii.jpg

Ввод показаний прибора учета

Примечание

Показания могут отображаться разными цветами, в зависимости от параметров показаний (дата, тип), а также от того – был проведен расчет по ЛС или нет. Также, показания могут вводиться справочно (не участвовать в расчете) или учитываться в расчете за период. Эти сведения можно посмотреть/настроить в справочнике (Справочники → Служебные → ПУ → Параметры учета → Типы показаний).

../../../../_images/Exm_Forma_Vvod_pokazanii.jpg

Параметры ввода показаний

Быстрый ввод показаний ИПУ

  1. Перейдите в раздел Счета → выполните поиск ЛС → в результатах поиска перейдите по значку Экспресс ввод показаний на страницу быстрого ввода показаний «Экспресс ввода показаний».
../../../../_images/Exm_bistr_vvod_pokazanii.jpg

Параметры ввода показаний

  1. На отобразившейся странице есть два раздела: Ввод показаний приборов учета и Ввод платежа. Следует заполнить «Ввод показаний приборов учета». Данный способ позволяет оперативно внести показания, просмотреть последние актуальные показания.
  2. При вводе показаний, справочно отображается расход по введенным показаниям и среднее за сутки.
../../../../_images/Em_Bistr_vvod_pokaz_IPU.jpg

Страница быстрого ввода показаний

Дополнительно предусмотрена поверка на вводимые данные:
  • Если расход «Всего» отображается красным цветом – это означает что введенное показание некорректно (меньше предыдущего, при условии что нет перехода через ноль).
  • Если расход «Средн. за сутки» отображается красным цветом – это означает, что превышена допустимая норма объема потребления за указанный период. Определение этой нормы происходит на основании заранее заданных пороговых значений (Справочники → Служебные → ПУ → Параметры учета показаний → Пороговые значения среднедневных объемов потребления по показаниям индивидуальных ПУ).
  1. Для ввода показаний достаточно заполнить «Дату ввода показания», «Значение» и «Тип показания», и нажать «Принять».

Вводы. Настройка расчета для двух последовательно установленных индивидуальных приборов учета (водоснабжение/полив)

Дано: Последовательно установлены два ИПУ на услугу ХВС. ИПУ_1 — общий, на вводе ресурса в дом, ИПУ_2 - для полива огорода.

../../../../_images/PosledovatelnyeIPU-2.jpg

Задача: Настроить учёт объема по услуге Водоотведение, как разницу между расходом по ИПУ_1 и расходом по ИПУ_2.

Решение: Произвести настройку схемы потребления коммунального ресурса через вводы.

Шаг 1. Проверка наличия необходимых услуг и их параметров в разделе Справочники.

Перейдите в раздел Справочники -> Услуги -> Перечень. На агенте должны быть назначены нижеперечисленные услуги с соответствующими параметрами:

ХВС:
коммунальный ресурс — холодная вода,
учетный ресурс - холодная вода,
алгоритм — потребленный ресурс,
Ед. измерения базы для начисления — куб.м.,
Ед. измерения норматива потребления — чел,
Ед. изм. коммунального ресурса - куб.м.
ХВС_полив:
коммунальный ресурс — холодная вода,
учетный ресурс - холодная вода,
алгоритм — потребленный ресурс,
Ед. измерения базы для начисления — куб.м.,
Ед. измерения норматива потребления — нет,
Ед. изм. коммунального ресурса - куб.м.
Водоотведение:
коммунальный ресурс — сток,
учетный ресурс - сток,
алгоритм — составной объем,
Ед. измерения базы для начисления — куб.м.,
Ед. измерения норматива потребления — нет,
Ед. изм. коммунального ресурса - куб.м.

Убедитесь, что по данным услугам назначены тарифы (раздел Справочники -> Тарифы).

../../../../_images/PosledovatelnyeIPU-5.jpg
../../../../_images/PosledovatelnyeIPU-6.jpg
../../../../_images/PosledovatelnyeIPU-7.jpg

Шаг 2. Добавление услуги ХВС в состав услуги ВО.

Перейдите в раздел Справочники -> Услуги -> Перечень. Перейдите по цифре-ссылке в столбце «Составная» (по умолчанию = «0») для услуги Водоотведение.

../../../../_images/PosledovatelnyeIPU-9.jpg

Нажмите кнопку +Услугу и заполните параметры услуги. Параметр «Коэффициент объёма» по умолчанию = «1», если нет иной информации.

../../../../_images/PosledovatelnyeIPU-8.jpg

Для сохранения параметров нажмите кнопку Принять

Шаг 3. Добавление на лицевой счет услуг - ХВС, ХВС_полив, Водоотведение.

Перейдите в карточку лицевого счета, вкладка «Услуги». Нажмите кнопку +Услугу в дополнительном меню и заполните параметры услуги.

Для параметра «ввод» оставьте значение «выбрать».

../../../../_images/Dobavit_Uslugu_LS.jpg

Для сохранения параметров нажмите кнопку Принять.
Повторите эти действия для услуг ХВС_полив и Водоотведение.

Шаг 4. Настройка родительского и дочернего вводов.

Перейдите в карточку помещения (в котором находится лицевой счет), вкладка «Вводы».

A. Создайте родительский ввод
Нажмите кнопку дополнительного меню +Ввод.
В открывшемся окне заполните параметры «родительского» ввода.
Рекомендуемые значения параметров:

  • Номер ввода - любое число, например «1»
  • Коммунальный ресурс - холодная вода
  • Признак подачи ресурса - Флаг установлен
  • Родительский ввод - не указывать
  • Тип ввода - «Общий»

Рекомендуется заполнять поле «Примечание». Для сохранения параметров нажмите кнопку Принять.
«Родительский» ввод создан.

В. Создайте «дочерний» ввод.
Нажмите кнопку дополнительного меню +Ввод и в открывшемся окне заполните параметры.
Рекомендуемые значения параметров:

  • Номер ввода - любое значение, которое не совпадает с номером родительского ввода. Например, «1_1»

  • Коммунальный ресурс - холодная вода

  • Признак подачи ресурса - Флаг установлен

  • Родительский ввод:

    • Нажмите кнопку Выбрать помещение и найдите в списке родительский ввод по адресу (для быстрого отбора помещений воспользуйтесь фильтрами), нажмите кнопку Флаг установлен зел
    • В выпадающем списке выберите родительский ввод
  • Тип ввода - «Подсчетчик»

Рекомендуется заполнять поле «Примечание».
Для сохранения параметров нажмите кнопку Принять.
«Дочерний» ввод создан.

Шаг 5. Сопоставление вводов и услуг.

Перейдите в Карточку лицевого счета, вкладка «Услуги».
Нажмите значок Редактировать в строке услуги ХВС.
Выберите номер ввода из списка вводов, зарегистрированных на помещении. В нашем случае - «1».
Для сохранения параметров нажмите кнопку Принять.

Затем нажмите значок Редактировать в строке услуги ХВС_полив.
Выберите номер ввода из списка вводов, зарегистрированных на помещении. В нашем случае - «1_1».
Для сохранения параметров нажмите кнопку Принять.

Шаг 6. Добавление ИПУ на услуги ХВС и ХВС_полив.

Перейдите в раздел: карточка лицевого счета -> вкладка Услуги -> значок Просмотр в строке нужной услуги -> вкладка Прибор учета.
Нажмите кнопку дополнительного меню:

  • +Новый ПУ - если известен заводской номер ПУ по паспорту изделия
  • +Авто ПУ - прибор учета будет создан с автоприсвоением уникального системного номера ПУ - используется, если заводской номер ПУ не известен

Заполните параметры ПУ и нажмите кнопку Принять.

Если известны текущие показания прибора учета, введите их в карточке прибора учета - вкладка Показания -> кнопка +Показание

Шаг 7. Выполнение расчёта по дому.

Для просмотра результа внесённых изменений, проведите расчёт текущего дома без закрытия периода. Нажмите по ссылке в верхней части страницы «Последний расчёт дома».

../../../../_images/PosledovatelnyeIPU-3.jpg

Выберите параметры запуска расчёта:

  • Объекты ЖФ - Дом
  • Закрытие периода - Не закрывать

Результат отобразится в карточке лицевого счета, на вкладке «Начисления».

../../../../_images/PosledovatelnyeIPU-4.jpg

При этом:

  • Показания ИПУ_1 (Услуга ХВС по ПУ): 25 куб.м.
  • Показания ИПУ_2 (Услуга ХВС_полив): 20 куб.м.

Объём потребления по услуге ХВС по ПУ равен 5 куб.м., объём потребления по услуге ХВС_полив равен 20 куб.м. Объём потребления по услуге Водоотведение равен 5 куб.м.

Задача по настройке механизма исключения объема воды, затраченной на полив, из объема услуги «Водоотведение» решена.