Новое в законодательстве (2021)¶
Содержание
- Новое в законодательстве (2021)
- Федеральное законодательство
- ПП РФ от 25.06.2021 N 1018
- ПП РФ от 31.07.2021 № 1295
- Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2185
- Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184
- ПП РФ от 29.06.2020 N 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии»
- ПП РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
Федеральное законодательство¶
(базовые сущности)
Федеральный закон Российской Федерации — законодательный акт федерального значения Российской Федерации, принимаемый в соответствии с положениями Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Порядок принятия федеральных законов
Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания, а также Федеральным законом No. 5-ФЗ от 14/06-1994 «О порядке опубликования и вступления в законную силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания».
- Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.
- После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации, — большинством голосов от общего числа его членов.
- В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.
- После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России.
- Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если иной порядок вступления его в силу не прописан в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.
Акты Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
- Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.
- Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.
Порядок принятия см. http://2xh.ru/yuridicheskie/administrativnoe/97-akty-pravitelstva-rossijskoj-federacii.html
ПП РФ от 25.06.2021 N 1018¶
- «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020101
(Вступил в силу со дня его официального опубликования |—| 02.07.2021)
п.2 Пункт 42(1) изложен в новой редакции
В многоквартирном доме, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на многоквартирный дом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В п.4. Приложение N 2 к указанным Правилам внесены изменения
ПП РФ от 31.07.2021 № 1295¶
- «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и признании утратившим силу подпункта «д» пункта 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232».
- http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108100023
(Вступил в силу со дня его официального опубликования |—| 10.08.2021.)
Порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах приведен в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ
(Реализовано Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2021 N 24-П.)
Поправками предусмотрен порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через индивидуальный тепловой пункт - многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Утративший силу подпункт «д» пункта 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232»:
д) абзац второй пункта 43 изложить в следующей редакции:
«При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.»;Изменены п.40, п.42(1), п.54, п.20(1) Приложения №2
Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2185¶
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов»
Переход к единым на территории субъекта РФ нормативам потребления коммунальных услуг перенесен на 1 января 2022 года
- ПП РФ от 17 декабря 2014 г. N 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» - цифры «2021» заменить цифрами «2022».
- ПП РФ от 14 февраля 2015 г. N 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» - цифры «2021» заменить цифрами «2022».
- ПП РФ от 29 июня 2016 г. N 603
Данным постановлением предписывалось, что п 2.4 приложения №2 к Правилам №354 действует до 1 января 2020, затем дата переносилась на 2021, сейчас - на 1 января 2022».
«2(4). Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2(4)»
Таким образом порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии не меняется до 01.01.2022 года.
(см. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66674.html/)
Кроме того, на период не позднее 1 января 2022 г. перенесено утверждение субъектами РФ норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184¶
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам»
Уточнены акты Правительства РФ по вопросу передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам
В целях реализации Федерального закона от 27.12.2018 N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» внесены поправки, в том числе в:
- Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861;
- Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87;
- Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354;
- Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178.
- Утверждена форма акта приема-передачи в эксплуатацию приборов учета.
Внесенные изменения в Правила №354:
1. п.44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды:
«При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.»
Таким образом законодатели затвердили неурегулированный ранее вопрос отрицательной дельты на ОДН.
Отметим, что коммунальные услуги на общедомовые нужды предоставляются в МКД с непосредственной формой управления и в домах, которые не выбрали или не реализовали способ управления.
В МКД под управлением ТСЖ, ТСН, УО услуги на ОДН не предоставляются. В таком ЖФ в размер платы за содержание жилого помещения включены расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, так называемые услуги КР на СОИ.
Прямых указаний на расчетные формулы для определения объемов КР на СОИ законодательно не прописаны, поэтому в расчетах необходимо руководствоваться аналогией закона и исходя из разумности и справедливости (ЖК РФ Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии) использовать формулы для расчета услуг на ОДН по крайней мере до принятия Проекта Постановления Правительства РФ -
«Об утверждении правил деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах»
(подготовлен Минстроем России, ID проекта 02/07/06-20/00102661)
2. Вносятся уточнения в п.80(1), регулирующий установку и эксплуатацию индивидуальных, квартирных и комнатных приборов учета электрической энергии, для событий, наступивших до 1 июля 2020 г - даты, когда ответственность за установку и ввод в эксплуатацию ПУ электрической энергии была перенесена с собственников помещений на сетевые организации и гарантирующих поставщиков.
Если ПУ вышел из строя до 01.07.2020 года, то начиная с 01.07.2020 и до даты возобновления учета плата за услугу определяется исходя из среднемесячного объема потребления, а при невозможности - исходя из нормативов.
3. Гарантирующие поставщики получили послабления в части сроков замены приборов учета, после истечения сроков поверки.
Если ранее предполагалось обязанность по истечении сроков поверки ПУ электрической энергии заменять старые ПУ только на интеллектуальные приборы учета, то данным постановлением закреплено право «осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены» (дополнение в п.80(1)).
«Проведение гарантирующими поставщиками поверки приборов учета электрической энергии, установленных потребителями электрической энергии, допускается до 1 января 2025 г.»
4. Внесены изменения в первый и второй абзацы п.80(2) - указаны крайние сроки установки и ввода в эксплуатации ИПУ/КПУ электрической энергии гарантирующим поставщиком в зависимости от условий:
- если на 1 апреля 2020 года ПУ ЭЭ отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя - должен быть установлен до 31.12.2023 года;
- если на 1 апреля 2020 года истек срок поверки - то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2021 года;
- в иных случаях замена или поверка должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев: с даты истечения срока поверки или эксплуатации; с даты получения обращения потребителя или исполнителя; с даты выявления истечения срока поверки или эксплуатации в ходе проведения проверки; с даты обращения собственников в коммунальной квартире, если между всеми потребителями в коммунальной квартире заключено соглашение.
5. Так же внесены изменения в пп.81, 81(2), 81(5), 81(9), 81(11), 81(12), 82, 85.
ПП РФ от 29.06.2020 N 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии»¶
Вступило в силу 01.07.2020 г
- Изменения во взаимоотношения Поставщиков электрической энергии, Управляющих организаций, ТСЖ и Потребителей по установке (замене) ПУ, снятии показаний, обмене информацией и т.п.:
- до июля 2020 года за установку, замену и ремонт индивидуальных приборов учёта электроэнергии отвечали собственники помещений в МКД, а общедомовых ПУ – управляющие организации/ТСЖ.
- с 01.07.2020 данные обязанности в многоквартирных домах перешли к гарантирующим поставщикам, а в жилых домах – к сетевым компаниям.
С 1 июля 2020 года ответственность за коммерческий учет электроэнергии перенесена с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков.
Обязанность заменять электросчетчики у потребителей (в помещениях), а также общедомовых ОДПУ в МКД возложена на сетевые организации и гарантирующих поставщиков.
- Установка (замена) приборов учета электрической энергии по г.Екатеринбургу:
- для МКД в жилых и нежилых помещениях - энергосбытовые компании АО «ЕЭнС»
- для жилых домов - сетевые организации АО «ЕЭСК» - Екатеринбургская электросетевая компания
- для нежилых помещений многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества - сетевые организации АО «ЕЭСК»
Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» внесены изменения в N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003:
С 01.01.2021 года все многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
До 31 декабря 2021 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний есть возможность устанавливать поверенные приборы учета, не соответствующие требованиями и использовать вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
После 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учета. При наличии такой возможности они могут делать это и ранее данного срока.
С 1 января 2023 года в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии (мощности) вправе потребовать уплаты штрафа.
- Внесены изменения в п.59 и дополнен п.60(3) относительно применения Кпов. по услуге электроснабжение:
При выходе из строя или истечения срока поверки ПУ обязанность по установке и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета возложена на гарантирующих поставщиков для МКД и на сетевые организации жилых домов (домовладений).
Повышающий коэффициент 1,5 будет применяться только в случае двукратного недопуска в помещение для установки ПУ, ввода в эксплуатацию, проведения работ по подключению к ИСУ.
- п.59 - добавлен пп. «г» (пп. «г» введен Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 N 950) -
г) в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета.- п.60(3) –
в случае двукратного недопуска потребителем в занимаемое им жилое и (или) нежилое помещение представителей гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилых домов (домовладений) для установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, ввода их в эксплуатацию, проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета, а также для проведения работ по обслуживанию приборов учета и их подключения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) плата за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением к стоимости повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5 , начиная с расчетного периода, когда гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилого дома (домовладения) был составлен повторный акт об отказе в допуске к прибору учета и (или) месту установки прибора учета.
Примечание
- до тех пор, пока ОДПУ не присоединен к интеллектуальной системе учета (ИСУ) - показания снимает Управляющая организация, ТСЖ, ЖСК
- до тех пор, пока в помещении (комнате) установлен ПУ «старого» образца, показания снимает и передает потребитель
Таким образом, до тех пор, пока помещение (комната) не оснащены приборами учета, присоединенными к ИСУ, обязанность по снятию показаний остается за потребителем и в случае непредставления потребителем показаний или недопуска действуют п.59 «б»,»в» и п.60 Правил №354.
С учетом ПП РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в связи с коронавирусом сроки поверки приборов учета перенесены до января 2021 г., следовательно Повышающий коэффициент 1,5 не применяется до конца 2020 года.
3. Изменения в расчете ОДН в домах с непосредственным управлением по всем коммунальным ресурсам (кроме отопления):
внесение изменения в Правила №354: абзац второй пункта 44 признать утратившим силу;
- Таким образом актуальная редакция п.44 Правил выглядит следующим образом:
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
второй абзац гласил:
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
- Примечания:
- данный абзац относится исключительно к жилфонду с непосредственным управлением МКД, а также в случаях, когда способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован (т.е. это не УК, не ТСЖ).
В таком жилфонде остались коммунальные услуги на ОДН (а не КР на СОИ!) - снимаются ограничения нормативом для расчета всех услуг на ОДН
- данный абзац относится исключительно к жилфонду с непосредственным управлением МКД, а также в случаях, когда способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован (т.е. это не УК, не ТСЖ).
ПП РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»¶
Вступило в силу 06.04.2020 г
- До 1 января 2021 года приостановлено взыскание штрафных санкций за несвоевременное внесение платы за жилое помещение, услуги ЖКХ и взносов на капремонт.
- В связи с эпидеитей коронавируса сроки поверки приборов учета перенесены до января 2021 г.