Новое в законодательстве (2022)

Декабрь 2022 г.

Постановления правительства

ПП РФ от 28.12.2022 № 2479

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 № 2479 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 г. № 474»
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212290068
Дата опубликования: 29.12.2022

Данное постановление вносит изменение в ПП РФ №474 от 26.03.2022.

Продляет правила расчета пени до 01.01.2024. А именно: «исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.»


Ноябрь 2022 г.

Постановления правительства, федеральные законы

  • ПП РФ от 14.11.2022 №2053

Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. № 2053 “Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211140015
Дата опубликования: 14.11.2022 Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Кабмин утвердил предельный рост тарифов ЖКУ для населения на 9% с 1 декабря 2022 г.

Правительство установило предельную индексацию тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан с 1 декабря 2022 г. на 9%. Изменение стоимости затрагивает холодную и горячую воду, электроэнергию, тепло, газ и вывоз мусора. Окончательные решения по уровню индексации должны принять региональные правительства. Следующая индексация произойдет 1 июля 2024 г.


  • ПП РФ от 16.11.2022 №2076

Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2022 г. № 2076 “О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211210009
Дата опубликования: 21.11.2022 Постановление вступает в силу с 01.03.2023

В Правилах закрепили формулу перерасчета для тех случаев, когда размер платы за вывоз ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения, а не числа жильцов.


  • ФЗ от 21.11.2022 №463

Федеральный закон от 21 ноября 2022 г. № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 201 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
https://base.garant.ru/405746509/

Закон вступил в силу с даты опубликования – 21 ноября.
Распространяется на правоотношения, возникшие с 11 октября 2022 года – даты начала предыдущего срока для подачи документов на продление лицензии.

Президент подписал закон, согласно которому дата отсчета первого пятилетнего срока действия лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД перенесена с 11 января на 1 июня 2018 года (подробнее о причинах переноса срока мы писали ранее, на стадии рассмотрения законопроекта).
Таким образом, документы на продление лицензии необходимо будет подать в период с 3 по 27 марта 2023 года.


Письма Минстроя

  • Письмо Минстроя России от 15 ноября 2022 г. N 60299-ИФ/04

О направлении разъяснений по применению отдельных положений Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, в части условий и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги по холодному и (или) горячему водоснабжению ненадлежащего качества и (или) предоставленные с перерывами, превышающими установленную продолжительность
https://internet.garant.ru/#/document/405735919/paragraph/1/doclist/493/0/0/0/%E2%84%9660299-%D0%98%D0%A4|04%20%D0%BE%D1%82%2015.11.2022:2

Даны разъяснения о порядке применения положений Приложения №1 Правил №354 в части условий и порядка изменения размера платы ненадлежащего качества.

  1. О допустимых отклонениях качества коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению.
  2. О продолжительности перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.
  3. О снижении платы за горячее водоснабжение при применении двухкомпонентных тарифов.

Сообщается, что при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду тепловая энергия и холодная вода (теплоноситель) являются самостоятельными слагаемыми платы за горячее водоснабжение, которые могут рассчитываться раздельно (раздел VII Приложения N 2 к Правилам N 354).

Исходя из этого делается вывод: что при нарушении качества горячей воды снижению подлежит размер платы в части того компонента, по которому допущено отклонение.

При этом в силу пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 требование о соответствии температуры воды относится к компоненту тепловая энергия и не может быть предъявлено к качеству холодной воды (теплоносителю).


ТЕКСТ ПИСЬМА

Разъяснения по применению отдельных положений Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в части условий и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги по холодному и (или) горячему водоснабжению ненадлежащего качества и (или) предоставленные с перерывами, превышающими установленную продолжительность

В соответствии с частями 4, 5 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 98, 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), исполнитель, предоставивший потребителю коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отклонения качества коммунальных услуг и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг установлены Приложением N 1 к Правилам N 354.

1. О допустимых отклонениях качества коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению.
Качественная коммунальная услуга по водоснабжению предполагает поставку холодной воды, соответствующей по составу и свойствам требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе:

Стрелка два постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Стрелка два методическим рекомендациям МР 2.1.4.0176-20.2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2020 г.
(По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов «МР 2.1.4.0176-20.2.1.4» следует читать «МР 2.1.4.0176-20»)

Аналогично, качественная коммунальная услуга по горячему водоснабжению предполагает поставку горячей воды, соответствующей по составу и свойствам, а также по температуре в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. В настоящее время такие требования также регламентированы СанПиН 2.1.3684-21.
Отдельно необходимо отметить, что законодательство о водоснабжении и водоотведении допускает возможность отклонения показателей качества горячей и холодной воды в отдельных случаях. В частности, при наличии у организации, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение согласованного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, плана мероприятий по приведению качества холодной или горячей воды в соответствие с установленными требованиями, разработанного в соответствии с частью 7 статьи 23 и частью 8 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон 416 - ФЗ), на срок реализации такого плана мероприятий допускается несоответствие качества поставляемой холодной или горячей воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества воды, характеризующих ее безопасность.
Учитывая, что Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами N 354 не регламентированы вопросы приведения качества питьевой и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, положения статей 23, 24 Закона 416-ФЗ применимы и к жилищным правоотношениям и подлежат учету при применении Приложения N 1 к Правилам N 354.

  1. О продолжительности перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 4 Приложения N 1 к Правилам N 354 продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). При этом СанПиН 2.1.4.2496-09 утратил силу в связи с изданием СанПиН 2.1.3684-21. В пункте 3.1.11 ранее действовавшего СанПиН 2.1.4.2496-09 было установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Действующий СанПиН 2.1.3684-21 не содержит аналогичных временных ограничений для периода ежегодных профилактических ремонтов. Вместе с тем в соответствии с абзацем 2 пункта 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 N 170 (далее - Правила N 170) ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.

Конкретные сроки вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных и тепловых сетей, в ремонт определяются соответственно требованиями раздела IV Правил горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 642 (далее - Правила N 642), и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 889.

Поскольку жилищным законодательством рассматриваемый вопрос не регламентируется, то названные выше правила применимы к жилищным правоотношениям.

Таким образом, допустимая продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ составляет 14 дней, а в случае согласования поставщиком горячей воды или тепловой энергии для приготовления горячей воды более длительного срока вывода инженерных сетей в ремонт, то он составляет согласованный с органами местного самоуправления период отключения в соответствии с пунктом 5.1.5 Правил N 170. При этом, в силу абзаца 2 пункта 97 Правил N 642 орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение иными способами и, в случае согласования вывода в ремонт и (или) из эксплуатации инженерных сетей, орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение иными способами.

3. О снижении платы за горячее водоснабжение при применении двухкомпонентных тарифов.
Согласно абзацу 7 пункта 38 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду тепловая энергия и холодная вода (теплоноситель) являются самостоятельными слагаемыми платы за горячее водоснабжение, которые могут рассчитываться раздельно (раздел VII Приложения N 2 к Правилам N 354).
При этом в силу пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 требование о соответствии температуры воды относится к компоненту тепловая энергия и не может быть предъявлено к качеству холодной воды (теплоносителю). Пункт 6 Приложения N 1 к Правилам N 354 о соответствии состава и свойств воды установленным требованиям относится к компоненту холодная вода и не может быть отнесено к качеству тепловой энергии в составе горячего водоснабжения.
Кроме того, согласно положению графы третьей «Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» пункта 5 Приложения N 1 к Правилам N 354, которым установлено, что за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Исходя из этого при нарушении качества горячей воды снижению подлежит размер платы в части того компонента, по которому допущено отклонение.


  • Письмо Минстроя России от 15 ноября 2022 г. N 60319-ИФ/04

О применении пункта «а» пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124
https://internet.garant.ru/#/document/405748827/paragraph/1/doclist/2810/0/0/0/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%8F%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%2015.11.2022%20N%2060319-%D0%98%D0%A4|04:5

Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний этого прибора за расчетный период (расчетный месяц) по определенной формуле.

Минстрой разъяснил порядок применения этой формулы, а также указал, как быть, если по какой-либо причине ресурсоснабжающей организацией информация, используемая для расчета объемов потребления коммунального ресурса, своевременно не была передана или не была учтена при определении объема потребленного ресурса.


ТЕКСТ ПИСЬМА

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, по вопросу применения подпункта «а» пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, разъясняет следующее.

Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющим потребителю коммунальных услуг (далее - исполнитель), с ресурсоснабжающей организацией в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулируется Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124).

В случаях, предусмотренных подпунктами «г» - «ж» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 (далее - Правила N 354), порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, устанавливается с учетом требований подпункта «а» пункта 21(1) Правил N 124.

Так, объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется как разница объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (далее - VОДПУ), и объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме (далее - V ПОТР).

При этом величина VПОТР определяется в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, которым в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 59 Правил N 354 установлены случаи, в которых плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета.

Разделом 8 Правил N 354 урегулирован порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета. Положениями раздела IX Правил N 354 определены случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.

В пункте 61 Правил N 354 приведен порядок перерасчета платы за коммунальную услугу для случаев выявления в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета и (или) проверки их состояния расхождений между показаниями проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу. В частности, соответствующей нормой предусмотрено, что если потребителем не будет доказано иное, то объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Правовые последствия и порядок обнаружения исполнителем осуществленного с нарушением установленного порядка подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам в виде доначисления платы за коммунальную услугу для соответствующего потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, определены в пункте 62 Правил N 354.

Кроме того, порядок установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета и правовые последствия несанкционированным вмешательством в работу прибора учета в виде перерасчета потребителю платы за коммунальную услугу также определены в пункте 81(11) Правил N 354.

Также в соответствии с подпунктом «д» пункта 31 Правил N 354 исполнитель по обращению потребителя обязан проводить проверку правильности исчисления, предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

Следовательно, для целей расчета размера платы за коммунальную услугу при ее перерасчете исполнителем производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или исключение излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Таким образом, величина VПОТР, учитываемая в формуле подпункта «а» пункта 21(1) Правил N 124, в текущем расчетном периоде определяется исходя из:

  • объемов потребления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома за расчетный период, определенных на основании в том числе показаний приборов учета, нормативов потребления коммунальных услуг,
  • объемов, пересчитанных в текущем расчетном периоде за прошлые периоды, в связи с проведенными потребителям перерасчетами, предусмотренными вышеуказанными пунктами Правил N 354.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 21(1) Правил N 124 в случае если величина VПОТР превышает величину VОДПУ или равна ей, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц) принимаются равными 0. При этом величина, на которую VПОТР превышает VОДПУ, уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах). Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах), определяемый в соответствии с подпунктом «а» или подпунктом «б» пункта 21(1) Правил N 124, уменьшается на величину, на которую VПОТР превышает VОДПУ в текущем периоде.

Соответствующий алгоритм действий учитывает невозможность одновременного снятия показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме, а также возможность учета перерасчетов по жилым и нежилым помещениям за предыдущие периоды в том периоде, в котором такие перерасчеты были произведены. Иной порядок учета перерасчетов, произведенных потребителям, при определении объема коммунального ресурса в целях содержания общего имущества, подлежащего оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома (в том периоде, за который произведен перерасчет), мог бы привести к перерасчетам за прошлые периоды при проведении перерасчета любому потребителю в жилом и (или) нежилом помещении многоквартирного дома, включая периоды, когда уже учитывалась отрицательная величина между VОДПУ и VПОТР.

Согласно подпункту «е» пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения, заключенном между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, предусматриваются обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче указанным лицам показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять указанных лиц о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей указанных лиц участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) Правил N 124, за исключением случая, если обязательства по сбору такой информации осуществляются ими по соглашению с ресурсоснабжающей организацией.

Вместе с тем если по какой-либо причине ресурсоснабжающей организацией информация, используемая для определения объемов потребления коммунального ресурса, своевременно не была передана указанным лицам или не была учтена при определении объема потребленного коммунального ресурса, то согласно подпункту «б(3)» пункта 22 Правил N 124 плата за коммунальный ресурс, объем которого в расчетных периодах (расчетных месяцах) определяется в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 21(1) Правил N 124, подлежит корректировке по истечении календарного года или при прекращении договора ресурсоснабжения (далее - период корректировки) исходя из совокупного объема коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем за период корректировки, который определяется как разница между совокупным объемом коммунального ресурса, определенным исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета или среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за период корректировки, и совокупным объемом коммунальной услуги и коммунального ресурса, потребленного в нежилых помещениях в многоквартирном доме, подлежащим оплате потребителями за период корректировки. Корректировка производится в течение I квартала года, следующего за календарным годом, за который производится корректировка, а при прекращении (расторжении) договора ресурсоснабжения - в течение одного месяца с даты прекращения (расторжения) такого договора.

И.Э. Файзуллин


  • Письмо Минстроя России от 10 ноября 2022 г. N 23766-ОГ/00

О ключевой ставке, применяемой для целей исчисления пени при несвоевременном внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт
https://base.garant.ru/405757889/

Минстрой разъяснил, что нужно учитывать при расчете пени за неоплату жилищно-коммунальных услуг

Пени за неоплату жилищно-коммунальных услуг начисляются с 31-го дня просрочки и составляют 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, действующей на день фактической оплаты, от суммы долга за каждый день. Начиная с 91-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центробанка, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
С 1 апреля по 1 октября 2022 г. Правительством был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, который повлек за собой в т. ч. предоставление лицам, на которых он распространяется, преимущества в части освобождения от уплаты неустоек, штрафов и пени, в т. ч. по долгам за поставленные коммунальные ресурсы (оказанные коммунальные услуги).
Взыскание задолженности, возникшей в период с октября 2021 г. по март 2022 г. было приостановлено до 1 октября 2022 г. При этом взыскание долгов, возникших после 1 апреля 2022 г. происходит в обычном порядке.
Ставка рефинансирования Центробанка на период с 28 февраля 2022 г. по 1 января 2023 г. зафиксирована в размере 9,5%. По общему правилу, установленному ЖК РФ, при расчете пеней за жилищно-коммунальные услуги применяется ставка рефинансирования, действующая на дату последней оплат.


Сентябрь-октябрь 2022 г.

Начисление и уплата ПЕНИ (2022 год)

Федеральный закон от 07.10.2022 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 166 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070003?index=0&rangeSize=1 Дата опубликования: 07.10.2022 Номер опубликования: 0001202210070003)

«Граждане Российской Федерации, заключившие контракт о прохождении военной службы в связи с призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, и члены их семей до прекращения действия указанного контракта освобождаются от начисления пеней в случае несвоевременного и (или) неполного внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.»


ПП РФ от 23.09.2022г. № 1681 (пени в 2022 г.)

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2022 г. N 1681
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и жилищных отношений»
внесены изменения в:

  • ПП РФ № 354 от 06.11.2011 в п.72
    «Размер процентов за предоставленную в период с 28 февраля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. включительно рассрочку рассчитывается исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г.» заменить словами «исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день предоставления рассрочки.»
  • ПП РФ №474 от 26.03.2022
    Начисление и уплата пени за несвоевременную оплату за ЖКУ и капитальный ремонт до 1 января 2023 рассчитывается:
    «исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г.» заменить словами «исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.»

До конца 2022 г. пени, в рамках жилищных отношений, за оплату газа и услуг по его транспортировке, электро- и теплоэнергии, горячей, питьевой и технической воды, услуг водоотведения будут рассчитывать исходя из наименьшего значения ключевой ставки: на 27 февраля 2022 г. или на день фактической оплаты.

Постановление вступает в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2022 г.

Март 2022 г.

ПП РФ от 26.03.2022г. № 474 (пени в 2022 г.)

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2022 г. № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году»
ссылка: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203310045
Номер опубликования: 0001202203310045 Дата опубликования: 31.03.2022

Установить, что до 1 января 2023 г.:
  • начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г.;
  • начисление и уплата пени в случае просрочки исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов по договорам, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г.;
  • при включении условия о рассрочке в договор об установке индивидуального, общего (для коммунальной квартиры) или коллективного (общедомового) прибора учета используемого энергетического ресурса, заключаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением такой рассрочки, рассчитываемая исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 28 февраля 2022 г.


Февраль 2022г.

ПП РФ от 03.02.2022 № 92

Постановление Правительства РФ от 03.02.2022 N 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»
Ссылка: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202040049
Номер опубликования: 0001202202040049 Дата опубликования: 04.02.2022 )
Вступает в силу 01.09.2022г.

Данным постановлением были внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (Правила №491); в Правила предоставления коммунальных услуг (Правила № 354) и Правила, обязательные при заключении договоров с РСО (Правила № 124) в части порядка расчета и перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Внесены уточнения в определении размера платы за коммунальную услугу по водоотведению в жилых помещениях, оборудованных приборами учета холодной и/или горячей воды.

Изменения в правилах № 491

Настоящее постановление действует до 31.12.2027г.

  • Определена возможность потребления КР на СОИ при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения - при наличии в МКД внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, электроснабжение и отведение сточных вод.
  • Определено, что включают в себя расходы на содержание общего имущества:

    29. Расходы на содержание общего имущества, включаемые в плату за содержание жилого помещения, определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и включают в том числе:
    а) расходы на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения;
    б) расходы на снятие показаний приборов учета, выставление платежных документов для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, за исключением случаев, когда соответствующие расходы несут ресурсоснабжающие организации по договорам, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, заключенным в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.»;
  • Введены новые пункты 29(1) – 29(5), в которых приводится, в соответствие с положениями статей 154 и 156 ЖК РФ, определение размера платы за содержание жилого помещения, в том числе за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества. Для определения объемов КР на СОИ применены формулы из Правил №354. Определен порядок и формулы для расчета по среднему предыдущего года и перерасчетов.
  • Определение размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества как произведение тарифа для потребителей и объема КР на СОИ в зависимости от наличия ОДПУ и решения ОСС:

    а) при отсутствии ОДПУ и по истечению 3 расчетных периодов со дня утраты работоспособности;
    б) при наличии ОДПУ и отсутствии решений ОСС об определении размера расхода КР на СОИ;
    в) при наличии ОДПУ и принятия решения ОСС об определении размера расхода КР на СОИ исходя из объема коммунальных ресурсов, определенных по показаниям ОДПУ прошедшего года – исходя из среднемесячного объема потребления предыдущего года;
    г) при наличии ОДПУ и принятия решения ОСС об определении размера расхода КР на СОИ исходя из объема коммунальных ресурсов, определенных по показаниям ОДПУ текущего года;
    д) при наличии автоматизированной информационно-измерительной системой учета;

Если объем коммунального ресурса, потребляемого при использовании и содержании общего имущества, составит отрицательную величину, то размер платы в соответствующем расчетном периоде принимается равным нулю, а размер расходов за коммунальный ресурс, определяемый в соответствии с подпунктами «б» - «г» настоящего пункта в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах), уменьшается на указанную величину.

  • Определены правила перерасчета размера расхода платы за КР на СОИ

    29(3). В случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам:
    а) по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом;
    б) при прекращении управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме;
    в) при принятии на общем собрании собственников помещений в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, при этом величина перерасчета, произведенного за период, прошедший со дня предыдущего перерасчета, учитывается при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц действия предыдущего способа определения размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, если иное не установлено договором с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

Изменения в правилах № 354

Настоящее постановление действует до 31.12.2027г.

  • Внесена ясность в определении объема коммунального ресурса по показаниям прибора учета и применение тарифа

    Пункт 37 дополнить абзацем следующего содержания:
    «Объем коммунального ресурса, определенный по показаниям приборов учета, снятым в установленные подпунктом «е» пункта 31 и подпунктом «д» пункта 31(1) настоящих Правил сроки, в том числе за дни календарного месяца, предшествующего расчетному периоду, считается потребленным в соответствующем расчетом периоде независимо от наличия возможности снятия такими приборами учета посуточных показаний.
    Пункт 38 после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
    Тариф (цена) на коммунальный ресурс, действующий в соответствующем расчетном периоде, применяется ко всему объему потребления коммунального ресурса в этом расчетном периоде, в том числе к объему потребления коммунального ресурса в дни предыдущего календарного месяца, учтенному в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил.
  • Лаконичнее сформулирован п.40

    40. Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме и случаях, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, потребитель в многоквартирном доме отдельно вносит плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
    Изменения в определении размера платы за услугу по водоотведению
  • Абзац седьмой пункта 42 изложить в следующей редакции:

    Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод и оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной и (или) горячей воды, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении за расчетный период, определенных по показаниям приборов учета холодной и горячей воды, а при отсутствии одного из таких приборов учета - исходя из норматива потребления коммунальной услуги соответственно по холодному или горячему водоснабжению.
    При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных вод, а также индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению.»;
  • Изменения в расчете платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества (пункт 44)

    «При наличии в многоквартирном доме прибора учета холодной воды, введенного в эксплуатацию в установленном порядке и определяющего объем холодной воды, поданной в многоквартирный дом и использованной исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных с соблюдением требований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, при расчете платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме объем холодной воды, определенный за расчетный период по показаниям такого прибора учета, исключается из объема сточных вод, отведенных в целях содержания общего имущества, рассчитанного в соответствии с настоящим пунктом. Факт возможности отпуска холодной воды исключительно для целей залива ледяных горок, катков, полива зеленых насаждений в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных с соблюдением требований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подтверждается актом, подписанным организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме.»
  • Изменения в Приложение №2 к Правилам:

    дополнить пунктом 11(2) следующего содержания:

    «11(2). В случае производства горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) сточных вод, отведенных в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется:
    а) в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, - по формуле 12(1), предусмотренной настоящим приложением;
    б) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод и оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, - по формуле 11(3): +Формула11(3)
    где +1-Формула11(3) - приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем холодной воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяемый по формуле 11, предусмотренной настоящим приложением, при этом +1-Формула11(3) принимается в размере, большем либо равном нулю.»;

    дополнить пунктом 13(1) следующего содержания:

    «13(1). В многоквартирном доме, в котором холодное водоснабжение и горячее водоснабжение осуществляются с использованием централизованных сетей холодного и горячего водоснабжения, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод или коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды и (или) горячей воды, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) сточных вод, отведенных в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяется:
    а) в случае оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а при его отсутствии коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды и горячей воды - по формуле 12(1): +Формула 12(1)
    где:
    VД- объем (количество) сточных вод, отведенных в многоквартирном доме за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, а при его отсутствии - суммарно по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и горячей воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, применяется объем (количество) сточных вод или холодной воды и горячей воды суммарно, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
    Vнеж ств- объем (количество) сточных вод, отведенных за расчетный период в нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
    Vжил ств- объем (количество) сточных вод, отведенных за расчетный период в жилом помещении (квартире), определенный в соответствии с пунктом 42 Правил;
    б) в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод и оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды и горячей воды - по формуле 12(2): +Формула 12(2)
    где:
    +Формула 12(2) хв - объем (количество) холодной воды, потребленной за расчетный период в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды по формуле 11, предусмотренной настоящим приложением (при этом принимается в размере, большем или равном нулю), а при отсутствии такого прибора учета - по формуле 15, предусмотренной настоящим приложением;
    +Формула 12(2) гв - объем (количество) горячей воды, потребленной за расчетный период в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением (при этом принимается в размере, большем или равном нулю), а при отсутствии такого прибора учета - по формуле 15, предусмотренной настоящим приложением.».

См.также

  • Водоотведение в разделе «Услуги. Oсобенности начислений»: Водоотведение

Изменения в правилах № 124

Настоящее постановление действует до 31.12.2027г.

  • Внесена ясность в определении объема коммунального ресурса, используемого для подогрева холодной воды и горячей воды - определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг), в том числе при оборудовании многоквартирного дома прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса.
  • В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду стоимость горячей воды определяется по каждому из компонентов, при этом стоимость горячей воды по компоненту «тепловая энергия» определяется из расчета объема тепловой энергии, потребляемой в целях горячего водоснабжения в многоквартирном доме, определяемого в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
  • Аналогично Правилам № 354: при наличии в МКД прибора учета холодной воды, учитывающей объем, использованный исключительно для залива ледяных город, катков и зеленых насаждений, при расчете платы за отведение сточных вод на СОИ исключается из общего объема.
  • Добавлена новая формула определения объема сточных вод в МКД, не оборудованном ОДПУ сточных вод или в случае выхода из строя
VСТ= VД ХВС+ VД ГВС, при этом VД ХВСи VД ГВСпринимаются в значении, большем или равном нулю.
  • Добавлен новый абзац в пункте 22
    б(3)) плата за коммунальный ресурс, объем которого в расчетных периодах (расчетных месяцах) определяется в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 21(1) настоящих Правил, подлежит корректировке по истечении календарного года или при прекращении договора ресурсоснабжения (далее - период корректировки) исходя из совокупного объема коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем за период корректировки, который определяется как разница между совокупным объемом коммунального ресурса, определенным исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета или среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за период корректировки, и совокупным объемом коммунальной услуги и коммунального ресурса, потребленного в нежилых помещениях в многоквартирном доме, подлежащим оплате потребителями за период корректировки. Корректировка производится в течение I квартала года, следующего за календарным годом, за который производится корректировка, а при прекращении (расторжения) договора ресурсоснабжения - в течение одного месяца с даты прекращения (расторжения) такого договора.
../../../../_images/Blanck_line.png ../../../../_images/dark_line_600x2.png

Январь 2022 г.

С января 2022 года, по традиции, вступают в действие новые и принятые ранее 2018–2021 в сфере ЖКХ нормативно-правовые акты.

Изменены некоторые требования, связанные с установкой в МКД приборов учёта электроэнергии, доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии.

ПП РФ от 8.12.2021 № 2516

Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 N 2516 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Ссылка: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310041?index=0&rangeSize=1

  • Применение штрафных санкций к сетевым организациям и гарантирующим поставщикам в случае задержки сроков установки приборов учета электроэнергии приостановлено до 31 декабря 2023 г.

  • Возможность проведения поверки гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями приборов учета электроэнергии вместо их замены продлена до 31 декабря 2023 г.

  • Перенесены меры по перерасчёту платы за потребление электроэнергии, если гарантирующий поставщик не выполнил обязанности по установке, замене и допуску к эксплуатации ИПУ.

  • В абзаце шестом пункта 80(2) ПП-354 изменены сроки перерасчетов (в тексте ниже выделено курсивом). Таким образом начало абзаца выглядит следующим образом:

    В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальной услуги по электроснабжению, предоставляемой потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается:
    - на 7 процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2024 г.,
    - на 14 процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2025 г.
    - на 20 процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2026 г.
    - за каждый месяц с месяца получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя (в случае, если исполнителем является лицо, отличное от гарантирующего поставщика), направленной не ранее истечения указанного в абзацах первом - четвертом настоящего пункта срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций - с даты истечения срока, указанного в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»), до даты допуска прибора учета электрической энергии к эксплуатации. Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым - четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению увеличивается в 2 раза….

! Обратите внимание !
По состоянию на конец января 2021 года в п.80 ПП-354 имеется несоответствие:
В п. 80(1) ПП-354 отмечено, что гарантирующие поставщики могут проводить поверку, а не замену до 01.01.2025, в тоже время в п.80(2) заявлены штрафные санкции начиная с 01.01.2024.

ПП РФ от 04.05.2012 № 442

Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»
Ссылка: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102440821&backlink=1&nd=102156905

В абзаце 14 п.136 слова «до 1 января 2022 г.» заменить словами «до 31 декабря 2023 г.». Таким образом начало абзаца в текущей редакции читается следующим образом:
В целях обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках до 31 декабря 2023 г. гарантирующие поставщики в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии и сетевые организации при истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику (сетевой организации), вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики и сетевые организации» (далее – по тексту).

ПП РФ от 19.06.2020 № 890

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)»
Ссылка: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006230034

Изменен пункт 30 часть 4 с 1 января 2022 г. следующим образом:

Прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению, должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета владельцем интеллектуальной системы учета в следующем порядке:
а) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 января 2022 г. по 28 февраля 2022 г., - не позднее 14 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
б) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 марта 2022 г. по 30 апреля 2022 г., - не позднее 12 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
в) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 мая 2022 г. по 30 июня 2022 г., - не позднее 10 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
г) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 июля 2022 г. по 31 августа 2022 г., - не позднее 8 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
д) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2022 г., - не позднее 6 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
е) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 ноября 2022 г. по 31 декабря 2022 г., - не позднее 4 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
ж) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию после 1 января 2023 г., - не позднее 2 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию.

Кратко:
  • Федеральный закон от 30.12.2021 N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    Закреплены понятия «многоквартирный дом», «дом блокированной застройки», «малоэтажный жилой комплекс»
  • Федеральный закон от 30.12.2021 N 438-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»
    С 1 января 2022 года отменяется запрет на использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения
  • 06.12.2021 <Информация> Минстроя России «Новые правила пользования жилыми помещениями не вводят новых требований для граждан-собственников жилья»
    Минстрой: штрафы за остеклённые балконы не являются нововведением, они существовали и прежде

С 1 марта 2022 года вступит в силу Приказ Минстроя России от 14.05.2021 N 292/пр «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями». С этой же даты утратит силу Постановление Правительства РФ N 25 от 21 января 2006 г, содержащее запрет на несанкционированные переустройство и перепланировку жилого помещения.
Как и ранее, граждане вправе заменять окна и балконные двери с низкой энергоэффективностью на окна и балконные двери с улучшенными качествами, утеплять стены разрешенными материалами, а также устанавливать на лоджиях и балконах дополнительное остекление.
Однако внешний вид дома, в том числе остекление фасадов, может регулироваться муниципальными правовыми актами и законами субъекта РФ. Поэтому перед выполнением работ по остеклению необходимо ознакомиться с правилами благоустройства, утвержденными в регионе и городе проживания.


ФЗ от 30.12.2021 № 476-ФЗ

Федеральный закон от 30.12.2021 N 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Ссылка: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112300150

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 г., за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

  • Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации:
    Статья 15. Объекты жилищных прав. Многоквартирный дом;
    дополнить частью 6 следующего содержания:
    «6. Многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.»;
    пункт 2 части 1 статьи 36 дополнить словами «, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места».
  • Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации
    статью 1 дополнить пунктом 40 следующего содержания:
    «40) дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.»;
  • Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
    малоэтажный жилой комплекс - совокупность индивидуальных жилых домов и иных объектов, которые определены в проектной декларации как общее имущество и строительство (создание) которых осуществляется застройщиком в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.